В 2023 г объем рынка безалкогольных напитков в России составил около 20 млрд л.
Если рассматривать продовольственный рынок FMCG, то в его структуре прохладительные напитки являются третьей по значимости индустрией: их доля составляет 17%, уступая только молочной и кондитерской группам.
Доли продаж по группам безалкогольных напитков на российском рынке в 2023 году:
Ключевые тенденции рынка безалкогольной продукции
Уход с рынка иностранных компаний дал возможность отечественным производителям занять освободившуюся нишу, увеличив объемы выпуска или расширив ассортимент. Так, появилась Cola в линейке напитков «Черноголовка», «Фанки Манки» и «Очаково». А на базе заводов Coca-Cola и PepsiCo было запущено производство аналогов ранее выпускаемой продукции с новой рецептурой и под новыми брендами «Добрый» и «Любимая».
Позиционирование торговой марки — это формирование выгод и преимуществ бренда, понятных и востребованных целевой аудиторией.
В первую очередь нужно выяснить, кто ваши покупатели, изучить их потребности в сфере потребления безалкогольных напитков, а также выявить ожидаемые выгоды от использования продукта.
Разрабатывая позиционирование бренда важно говорить с покупателем на языке выгод, которые он получает от вашего продукта. Есть несколько ключевых подходов, которые мы рекомендуем применять в брединге безалкогольных напитков.
1.Вкус и качество
Один из способов позиционирования фокусировка на отменный вкус и высокое качество. Обычно этот подход используют для позиционирования соков и нектаров. УТП с акцентом на реальную и понятную выгоду для покупателя – беспроигрышный вариант позиционирования.
2.Экологичный продукт
На рынке существует запрос на экологически чистый продукт, природную натуральность и целебность. Как правило такое позиционирование применяют для минеральной и питьевой воды. Важно рассказать о том, что производство находится в таком месте, которое ассоциируется с натуральностью и хорошей экологией.
При таком позиционировании визуальная коммуникация строится вокруг следующих образов: родники, ледники, горы или альпийские луга
Например, производитель питьевой воды «Байкал» позиционирует свое главное УТП так: “растворённый в Байкале кислород придаёт воде свежесть вкуса, а сверхлёгкая минерализация — несравненное преимущество перед любой другой водой”.
3.Мода и стиль
Позиционирование с прицелом на определенный сегмент потребителя, ориентированный на веяния моды и жизненный успех. В качестве примера можно вспомнить соки Rich, которые позиционируются как модный продукт для современных успешных людей. А также их слоган “Жизнь хорошая штука, как ни крути”.
4.Здоровый образ жизни и полезное питание
Как правило такое позиционирование свойственно минеральной и питьевой воде, а также газировкам без сахара. Одна бутылка любой газировки объемом 0,5л типа кола содержит около 60г сахара, что превышает ежедневную рекомендуемую норму потребления, которая составляет 25-50г в день. Поэтому с учетом увеличения популярности здорового образа жизни в России ниша низкокалорийных и богатых витаминами и минералами напитков видится достаточно перспективной.
5.Ценовое позиционирование
Этот метод как правило сочетается с вышеперечисленными, он позволяет более точно соответствовать возможностям и ожиданиям целевой аудитории бренда.
Нейминг является основой эффективного позиционирования бренда.
Можно выделить несколько основных критериев разработки названия для бренда кофе:
1. Уникальность. Следует избегать заимствованных или похожих на бренды конкурентов названий.
2. Запоминаемость. Короткое название легче произнести и правильно запомнить, что положительно влияет на узнаваемость бренда.
3. Ассоциативность. Если имя вашего бренда будет ассоциироваться с кофе, это будет дополнительным плюсом к правильному позиционированию бренда.
4. Патентная защита. Если бренд планируется зарегистрировать в качестве товарного знака, нужно убедиться, что по выбранному названию нет противопоставлений и препятствий в регистрации в необходимых классах МКТУ.
Более подробно о процессе нейминга и его стоимости вы можете узнать тут или проконсультироваться у наших специалистов.
Ключевые задачи разработки дизайна упаковки для безалкогольных напитков:
В дизайне упаковки безалкогольных напитков используются цветовые коды категорий, так или иначе привычные или знакомые целевой аудитории. Цветовое кодирование играет важную роль, так как цвета могут вызывать определенные ассоциации у потребителей и влиять на их восприятие продукта.
В дизайне упаковки минеральной и питьевой воды в основном используют белый и синий цвет:
В дизайне упаковки соков и нектаров используют яркие и насыщенные цвета, а также визуализации фруктов и ягод:
В дизайне энергетиков часто используют различные яркие цвета и черный цвет, который ассоциируется с более сильными и энергичными напитками.
Для лимонадов в дизайне упаковки используют устоявшиеся цветовые паттерны по вкусам:
Кола- красный, апельсин – оранжевый, лимон- зеленый и желтый и тд
Таким образом, использование ярких и насыщенных цветов на упаковке может привлечь внимание потребителей и создать ассоциации с определенными вкусами или характеристиками продукта. Это также может помочь потребителям быстро и легко выбирать нужный продукт среди множества альтернатив на полках магазина.
Однако важно помнить, что цветовая гамма дизайна упаковки должна быть гармоничной и соответствовать бренду и целевой аудитории продукта. Кроме того, необходимо учитывать психологическое воздействие цветов на потребителей и выбирать их так, чтобы они вызывали желаемые эмоции и ассоциации.
Если вам нужно разработать название, систему позиционирования и дизайн упаковки для безалкогольных напитков, агентство “New Solution”, имеющее большой опыт в сфере разработки потребительских продуктов, c удовольствием поможет в запуске успешного бренда.
Статьи по теме нейминг, брендинг, позиционирование, дизайн упаковки
Контактная информация: