По данным международной исследовательской компании Euromonitor, за последние два года рынок биодобавок в России увеличился на 13% и составил свыше 130 млрд руб в 2023 году.
По оценке Роспотребнадзора, сейчас биодобавки принимают до 20% россиян. Доля граждан, регулярно употребляющих БАД, ежегодно увеличивается примерно на 5%.
Основным драйвером для рынка БАДов послужила пандемия, когда комплексы витаминов и минералов использовались как профилактическое средство для укрепления иммунитета.
Кроме того, СанПин, запрещавший дистанционную реализацию БАД, отменен с января 2021 года, что послужило взрывному росту продаж биодобавок на маркетплейсах, которые с 1 млрд руб в 20 году увеличились до 27 млрд руб в 2023 году.
Для сравнения, если в январе 2021 в России насчитывалось 200 производителей БАДов, то к концу 2023 года их стало около 400.
Тенденции рынка
В ближайшие годы сохранится тренд на общее стремление к ЗОЖ и правильному питанию, поэтому можно ожидать проникновения БАДов в новые социально-демографические сегменты, а следовательно, расширения целевой аудитории для этих категорий продуктов.
Топ продаж
К самым востребованным БАДам относятся:
В топ-3 БАДов на маркетплейсах входят: D3, Омега3 и коллаген.
Основная целевая аудитория потребителей БАД –женщины среднего и старшего в возраста 30-65 лет.
Согласно гендерному признаку, среди женщин лидирует витамин D3, а также препараты, содержащие коллаген, способные замедлить процессы старения.
Среди мужчин больше всего востребованы мультивитаминные комплексы.
Позиционирование является основой брендинга, так как оно определяет, каким образом бренд будет восприниматься покупателями и чем отличаться от конкурентов.
Оно помогает создать уникальное представление о бренде в сознании потребителей и установить эмоциональную связь с аудиторией. Рассмотрим различные способы позиционирования БАДОв.
БАД воспринимается населением как нечто природное, натуральное, значит, безусловно полезное, — а производители охотно поддерживают это мнение.
Существует заблуждение, что травки лучше, чем химия. Но БАДы на самом деле — та же самая химия. Тем не менее многие производители используют такие маркетинговые ходы, наиболее восприимчивые адресаты тезиса о «природности» биодобавок — это прежде всего молодые люди, которые придерживаются принципов здорового питания и стараются покупать натуральные продукты. Представители старшего поколения — более рациональные потребители, для них важны цена продукта и результат. Они часто выбирают ту продукцию, которую рекламируют по телевизору.
Данный вид позиционирования наиболее понятен с точки зрения потребителя, так как использует конкретные системы жизнедеятельности человека, для которых разрабатываются бады, например:
Выбор определенной целевой аудитории и ценовой ниши является классическим инструментом, определяющим маркетинговую стратегию.
Весь рынок бадов условно делится на эконом, средний и премиум сегмент.
Бады премиум-класса часто позиционируются как имеющие более высокое качество ингредиентов и уникальные формулы, как правило это зарубежные бренды, типа: Solgar, Pharmamed, Now.
Российские производители БАДов работают в основном в самых массовых среднем и эконом сегменте, когда бады предлагаются по умеренным ценам, но при этом сохраняют высокое качество продукта, например: “Эвалар”, “Mirrolla”
В условиях высокой конкуренции одной из успешных стратегий является формирование максимально узкой и конкретной потребительской ниши с четко обозначенным набором характеристик продукта, подходящих для решения конкретных проблем.
Например, производители БАДов предлагают биодобавки для вегетарианцев. Для производства капсул используются материалы растительного происхождения, а некоторые производители выпускают БАДы только для спортсменов.
Независимо от выбранной стратегии ценообразования, важно учитывать потребности и предпочтения целевой аудитории, чтобы успешно позиционировать свои продукты на рынке.
Как было уже отмечено, перед разработкой названия важно определиться с концепцией и позиционированием бренда, целевой аудиторией и ассортиментом продуктов, которые вы собираетесь продавать.
Нейминг как ключевая часть айдентики бренда должен соответствовать следующим критериям:
Примеры названий БАДов соответствующих критериям
Основные цели разработки дизайна упаковки для добавок и витаминов:
В дизайне упаковки БАДов нет определенных устоявшихся цветовых кодов, закрепленных за какими-либо продуктами, которые есть, например, в категории молочной продукции или безалкогольных напитков. Поэтому можно использовать любые цвета отталкиваясь от позиционирования бренда и ассортимента.
Но поскольку ассортимент у производителя БАДов часто составляет несколько десятков sku, важным фактором продуктового брендинга является структурирование использования различных цветов в дизайне упаковки. Можно выделить 3 подхода:
Наиболее простой способ. Плюс метода -единый стандарт для всех SKU и скорость запуска новых продуктов. Минус – некоторая трудность различения продуктов для покупателя.
Этот подход позволяет выделить каждый продукт, но при большом ассортименте возникает трудность в подборе цветов и некоторая путаница в их позиционировании.
Комбинированный метод, который позволяет использовать различные цвета в зависимости от линейки БАДов. Такой подход мы использовали при разработке дизайна упаковки бренда добавок и витаминов “Prospire”. Весь ассортимент разделен на линейки по группам применения БАДов: фиолетовый – спортивное питания, зеленый -для всей семьи, золотой – красота и здоровье, желтый – для пожилых и пр.
Плюс данного метода – создание общей архитектуры бренда на основе позиционирования, а также фокус на потребностях целевой аудитории для каждой линейки.
В верхней части упаковки расположен заметный логотип бренда, в средней части находится название продукта и линейки, а также количество капсул в упаковке, внизу указан объем упаковки на фоне цветовых паттернов, используемых для дифференциации линеек продукции.
Если вам нужно разработать название, систему позиционирования и дизайн упаковки для БАДов и витаминов, агентство “New Solution”, имеющее большой опыт реализованных проектов в сфере разработки потребительских товаров, c удовольствием поможем в запуске успешного бренда.
Статьи по теме нейминг, брендинг, позиционирование, дизайн упаковки
Контактная информация: